МБОУ СОШ №15

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 ИМЕНИ ПЯТИ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА


Персональные данные всех участников образовательного процесса, имеющиеся на сайте размещены на основании согласия на обработку персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.06 №152-ФЗ(О персональных данных.)

Решаем вместе
Есть вопрос?

Наставничество

Что такое наставничество?

      Наставничество – это федеральный проект, в котором подросток может получить поддержку старшего товарища – наставника, который уже имеет определенный опыт и помогает планомерно достигать поставленные цели и формулировать мечты.

      Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы обучения, поскольку это происходит через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

 

        Наставничество – это:

      Передача опыта и знаний

      Способ развития личности

     Помощь и совет  в вопросах  постановки целей

      Партнерство и поддержка

      Доверие и  новые друзья

      Это всегда работа “в обе стороны”, взаимное обогащение опытом. И наставники, и наставляемые получают возможность открыть новые идеи, получить объективную обратную связь, а также усовершенствовать свои коммуникативные навыки и нетворк.

  Кто участвует в проекте?

 Участие в проекте предполагает три главных роли:

 Наставник, наставляемый и куратор.

 Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. В качестве наставников проекта школы отбираются учащиеся 10-11 классов, которые:

 

· имеют достижения, как в учебной деятельности, так и личного характера

· имеют свою историю успеха и хотят поделиться своим опытом

· готовы развиваться, учиться, узнавать новое и сделать мир лучше

· ответственны и оперативны

· имеют позитивный взгляд на вещи

· активны

    Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

 Наставляемыми могут стать ученики 5-9 классов, которые:

 · имеют текущие затруднения как в учебе и личной сфере и не знают, как с ними справиться

· знают, чем хотели бы заниматься, но не знают с чего начать

·  хотят найти ответы на свои вопросы

· ищут доступ к качественному опыту и внимательной поддержке

·  хотят научиться осуществлять мечты, правильно ставить и достигать цели, реализовывать задуманное

 А так же наставничество будет полезно тем, кто: 

·  Нуждается в совете

·  Уже имеет хорошие достижения и хочет узнать больше о новой для себя области

·  Ищет способ практически реализовать свои знания

·  Пытается сам понять, чего хочет и что может

  Куратор – педагог школы, отвечает за организацию программы наставничества, проводит обучение наставников, организует взаимодействие между наставником и наставляемым.

   Как это работает? 

    Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько этапов: Отбор наставников и наставляемых, обучение наставников, формирование наставнических пар, работа наставников с наставляемыми, рефлексия и подведение итогов.

     2020/2021 учебный год был пилотной фазой запуска проекта в школе. 2022/2023 учебный год мы продолжаем работать в проекте. В качестве наставников отбираются обучающиеся 10-11 классов. После прохождения обучения (тренинговые встречи под руководством куратора проекта), каждый из старшеклассников, участвующий в программе, получает пошаговые инструкции для взаимодействия с наставляемыми. Кроме того, ему предоставляется наставник из числа педагогов школы, который  оказывает ему помощь и поддержку.

     Наставники получают в пару наставляемых ребят (из числа учеников 5-9 классов), которые нуждаются в дополнительной поддержке, и в рамках периодических встреч делятся своим опытом и механизмами решения поставленных задач.

  Что дает участие в проекте?

 Как наставники, так и наставляемые получает целый ряд преимуществ:

 Во-первых, это доступ к лучшим практикам развития навыков, важных не только в рамках обучения в школе, но и в дальнейшей жизни:

 Во-вторых, это новый формат взаимодействия с товарищами внутри школы, приобщение к всероссийскому сообществу мотивированной активной молодежи, пополнение портфолио, доступ к участию в выездных лидерских программах на уровне региона и страны.

 В–третьих, это новый взгляд на свои сильные стороны, поддержка и помощь в существующих вопросах, толчок для самореализации, достижения своих целей и желаний. Участие в проекте помогает: научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе.

  Как попасть в проект?

 Анкета для потенциальных наставников  (10-11 класс и ученики 8-9 классов, кто хочет попробовать себя в этой роли):

 Анкета для потенциальных наставляемых  (ученики 5-9 классов, кто хотел бы получить адресную поддержку)

2. Об утверждении методологии наставничества.

3. Программа целевой модели наставничества МБОУ СОШ № 15.

4. Положение о наставничестве МБОУ СОШ № 15.

5. Программа наставничества "Учитель-ученик"  на 2021-2023 учебный год.

6. Приказ № 191 от 31.08.2022 "О назначении ответственных за реализацию целевой модели наставничества  в 2022-2023 учебном году".

7. "Дорожная карта" наставничества на 2022-2023 учебный год.

8. "Дорожная карта" реализации модели наставничества по форме "Ученик-ученик" на 2021-2022 учебный год.

9. Анкета наставляемого.

10. Банк наставников и наставляемых.

11. График обучения наставников-тьютеров старшеклассников в образовательном блоке в каникулярной школе "Креативное мышление" с использованием функциональной грамотности. 

12. Практическая реализация форм наставничества. Кейсы.

13. Процесс взаимодействия наставников и наставляемых . Форма "Ученик-ученик"

14. Реализация модели наставничества среди обучающихся.

15. Региональная целевая модель наставничества.

16. Реестр наставников МБОУ СОШ № 15.

17. Мероприятия наставнической деятельности.

18. Мониторинг (внутренний аудит).

19. Тема социального проекта: "Наставничество в самоуправлении".

20. Реализация модели наставничества среди обучающихся в МБОУ СОШ № 15.

21 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа наставника" 8-11 класс на 2021-2022 учебный год.

22. Рабочая тетрадь № 1 - Введение в наставничество.

23  Рабочая тетрадь № 2 - Доверие.

24. Шаблоны нормативных документов по наставничеству.

25. Этапы процесса наставнического взаимодействия.

 Форма описания практики

  «Наставничество в самоуправлении»

 Какова основная идея практики?

Основная идея проекта заключается в том, что передача личного опыта добровольческой деятельности путем наставничества является лучшим мотиватором к занятию волонтерством. Видя положительный пример перед глазами, люди склонны следовать этому примеру, и волонтерство как движение доброй воли необходимо развивать именно через личные примеры и наставничество.

Сроки реализации практики

2021-2022 учебный год.

2022-2023 учебный год (реализовывается и в по настоящее время)

Краткое описание участников (возраст и охват обучающихся, родителей, педагогов)

В проекте 20 наставников (8-11 класс) были закреплены за обучающимися 4-9 классов, 38 наставляемых, более 1000 участников (в общих проектах), 10 педагогов, 13 ветеранов, 3 сторонних руководителя, 12 родителей, 3 заместителя директора.

Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика

Проблема: снижение качества образования в 2021-2022 году, снижение активности детей, задействованных во внеурочное время в волонтерское движение, проблема коммуникации среди сверстников.

Целями проекта наставничества в самоуправлении являются:

- подготовка учеников, в отношении которых осуществляется наставничество, к самостоятельному выполнению задач, которые перед ним ставят;

- обучение учеников, в отношении которых осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе, развитие его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные обязанности;

- формирование у учеников, в отношении которых осуществляется наставничество, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, службе чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к коллективу.

Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Срок наставничества определяется наставником в зависимости от степени подготовки ученика, в отношении которого осуществляется наставничество.

Наставничество в самоуправлении в школе реализовывается по шести направлениям: образование, здоровье, культурно-массовое, медиация, патриотическое воспитание, волонтерство.

Формы работы «Ученик-ученик»: квест, конференции, «Круглый стол», «Классные встречи», дискуссии, совместные коллективные творческие дела, видео трансляции, тренинги, мини-лекции, уроки, практические занятия и упражнения, «мозговой штурм», организация проблемно-деятельностных игр, использование «Googleform» для опроса обучающихся, индивидуальные консультации с наставниками, проектная деятельность, собрания в формате онлайн/офлайн, социальные технологии, Event события, soft skills компетенции.

Новые технологии, которые наставники применяют в работе с обучающимися: Event-технологии, событийные модульные технологии, социальные технологии, PR поддержка проекта «Наставник ученик».

Выбор форм и направлений деятельности «наставничества в самоуправлении» был выбран на основании анализа результатов образовательного процесса, контингента МБОУ СОШ №15 и традиций школы.

Описание основных этапов реализации практики «От задумки - до результата»

С 01 октября 2021 года на базе школы 15 имени реализуется проект «Целевая модель наставничества», который разработан с целью достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

Реализация наставничества среди обучающихся в школе №15 осуществляется на основании проекта «Целевая модель наставничества», программы «Наставничества», социальном проекте «Наставничество в самоуправлении», программы внеурочной деятельности «Школа наставника».

В начале 2021-2022 учебного года на первом Совете старшеклассников заместителем директора по ВР была представлена Целевая модель «Наставничество», форма «ученик-ученик». Были рассмотрены нормативные документы, даны определения о наставляемых, наставниках, кураторах, тьюторах. Форма «ученик-ученик» на наш взгляд, оказалось очень полезной и востребованной. Поэтому коллегиально было принято решение внедрить проект наставничество в самоуправление.

При разработки дорожной карты и внедрения целевой модели наставничества, мною была разработана программа «Наставники самоуправления МБОУ СОШ №15», программа внеурочной деятельности «Школа наставничества», определены сроки реализации модели.

 Основная идея проекта «Наставничество в самоуправлении» заключается в том, что передача личного опыта добровольческой деятельности путем наставничества является лучшим мотиватором к занятию волонтерством. Видя положительный пример перед глазами, люди склонны следовать этому примеру, и волонтерство как движение доброй воли необходимо развивать именно через личные примеры и наставничество

Отряд потенциальных наставников провел социологическое исследование среди учащихся 4-11 классов на тему: «Волонтерство и наставничество».

По сводному анализу опросника ребята узнали, что большинство человек знают, кто такие волонтеры и наставники, и лишь малая доля опрошенных не знает этого. Так большинство учащихся заинтересованы в том, чтобы у них появился наставник или помощник в школьных делах. Из этого совет самоуправления сделал вывод, что тема «Наставничество и волонтерство» актуальна.

Следующим шагом в исследовании был еще один мониторинг. Целью данного опроса было выявить основные направления, по которым ребятам будут реализовывать наставничество в ученической среде.

Итак, в организационный этап был создан банк наставников и наставляемых, оформлена дорожная карта проекта, разработан входящий мониторинг наставляемого, наставника, разработана программа внеурочной деятельности «Школа наставников», разработан процесс взаимодействия наставников и наставляемых.

После проведения мониторинга в школе был создан отряд «Наставники», который начал работать по шести направлениям: «Образование», «Патриотическое воспитание», «Культурно-массовые мероприятия», «Здоровый образ жизни», «Медиация», «Волонтерство» (финансовое, социальное)». За данными направлениями закреплены кураторы-старшеклассники.

В это же период была проведена первая учеба на тему «Лидерские способности, как их развивать», тренинг «Качели», методика soft skills для детей. Куратором обучения стала наставник – педагог Вторыгина Анастасия Андреевна, а также бизнес-коучи из центра «МОЙ БИЗНЕС» г. Хабаровск.

После проведения этих обучающих встреч были назначены дети-наставники для проведения мероприятий, закреплены пары наставников и наставляемых, разработаны социальные проекты по всем направлениям.

В каникулярное время была реализована программа внеурочной деятельности «Школа наставников» с использованием пособия МЕНТОРИ «Рабочие тетради наставника».

Основной этап:

В период с 12 сентября 2021 по 22 мая 2022 проведены запланированные мероприятия по всем направлениям. В своих проектах ребята применяли и использовали следующие методы: Event-технологии, событийные модульные технологии, социальные технологии, PR поддержка проекта «Наставник ученик».

В рамках социальных проектов были согласованы планы сетевого сотрудничества с партнерами, подготовлены письма поддержки, подведены итоги финансовых затрат. Каждое событие публиковалось в социальных сетях: ВКонтакте, Телеграмм.

За 2021-2022 год было реализовано 29 событий.  Перед каждым событием куратором наставников Вторыгиной А.А. были проведены консультации. После проведения – рефлексия.

Заключительный этап стало:

1  Анализ результативности проекта

2  Создание фотоотчета    

3  Презентация проекта и результатов на совете самоуправления, педагогическом совете МБОУ СОШ №15 имени Пяти Героев Советского Союза. 

Оценка эффективности реализации практики (качественные и количественные показатели)

Качественные и количественные показатели:

- разработана программа «Наставники самоуправления МБОУ СОШ №15».

- разработано всего по всем направлениям 29 мероприятий

- разработан 1 банк наставников и наставляемых

- приняло участие более 1000 человек

- 20 наставников были закреплены за обучающимися 4-9 классов.

- разработано 15 социальный проектов, 5 из них стали победителями конкурсов разного уровня, 1 проект принял участие во Второй Международной научно-практической конференции «Крылья Победы», которая состоялась в г. Улан-Удэ, Республика Бурятия)

- разработан социальный проект «Я –наставник, я-будущий учитель математики» подраздел «Образование» (Разработаны 6 сценарии мероприятий и уроков)

- разработан социальный проект «Читающая молодежь – будущее Хабаровского края». (Направление функциональной грамотности: читательская грамотность, креативное мышление.)

- разработан социальный проект «Сквер «Любимым учителям посвящается»

- разработан социальный проект «Сквер имени К.Чуковского»

- разработан социальный проект «Одаренные дети» (дети ОВЗ)

- разработан социальный проект «Речевое поведение манипулятора, как риторический феномен»

- разработан социальный проект «Самозанятость подростков»

- разработан социальный проект «Влияние стресса на организм подростков

- разработан социальный проект «Профилактика наркомании в подростковой среде»

- разработан социальный проект «Профилактика курения в школе»

- разработан подраздел «Школа медиация дети - детям» (путь бесконфликтного общения)

(5-11 класс).

-разработан социальный проект «Летчик Победы» подраздел «Патриотическое воспитание»

- разработан План сотрудничества с Советом ветеранов «Авиастроитель»

Улан-Удэнского авиационного завода с МБОУ СОШ №15 на 2021-2022 год

- разработан 1 видеофильм

-разработан социальный проект «Модель современной игры для детей начальных классов» подраздел «Культурно массовые мероприятия»

Сетевое сотрудничество:

3 мероприятия с ДВГУПС

4 мероприятие проведено в МДОУ «Детский сад №57», 1 МДОУ «Детский сад №126»

Написано:

- 6 писем поддержки и 3 рецензии проектов

Проект «Наставничество в самоуправлении» стал мультипликативным, проект может реализовываться во всех школах города, края, страны. Может быть использован учителями и другими работниками школы для проведения мероприятий.

Социальное взаимодействие (партнерство). Укажите название организации.

Сетевое сотрудничество: договор с МДОУ «Детский сад №57», с МДОУ «Детский сад комбинированного вида №126», договор с «Дальневосточным университетом путей и сообщений» (ДВГУПС), Центр «МОЙ БИЗНЕС», рецензия начальника управления воспитательной работы, доцента кафедры международных коммуникаций, сервиса и туризма Зиновьевой Е.А., письмо поддержки МАДОУ «Детский сад №57», план работы с Советом ветеранов Кировского района, совместный план мероприятий по патриотическому воспитанию, посвященный 100-летию Героя Советского Союза Яшина Виктора Николаевича с Советом ветеранов «Авиастроитель» Улан-Удэнского авиационного завода, совместное мероприятие с Восточным военным округом г. Хабаровску, совместное мероприятие с Хабаровской краевой общественной организации ветеранов воздушно-десантных войск и войск специального назначения «Союз Десантников», ветеранами боевых действий, «Боевое братство», план работы с ГБДД.

Фотоотчеты предоставлены в социальной сети:

https://amurmedia.ru/news/1275189/ («Письмо солдату»)

https://habarovsk.bezformata.com/listnews/pismo-soldatu-proshla-v-habarovskoy/104827328/

http://khabarovsk-news.net/society/2022/04/22/156975.html

https://youtu.be/Da2RU_9rWjE

http://debri-dv.com/article/30623/vserossiyskaya_voenno-patrioticheskaya_akciya_pismo_soldatu_sostoyalas_v_habarovske

https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12418332@egNews

https://t.me/shkola15khv

Комментарии

Наше практика подтвердила, что наставничество является одной из важнейших составляющих национального проекта «Образование» и играет ведущую роль в его реализации.

Наш проект долгосрочный. А значит, мы продолжим его реализовывать и дальше. С 2022 года мы начали реализацию новой формы наставничества «Ученик-воспитанник» в рамках социального проекта «Разговор о важном с дошкольниками».

 Скачать презентацию практики школы

 Архив- 2021-2022 учебный год

1. "Дорожная карта" целевой программы наставничества МБОУ СОШ № 15 на 2021-2022 г.

2. Приказ № 154 от 18.10.2021 г.  "О внедрении целевой программы наставничества".

3. Приказ № 176 от 18.11.2021 г. "О назначении куратора внедрения целевой программы наставничества".

4. Приказ № 175 от 18.11.2021 г. "Об утверждении плана реализации целевой модели наставничества и начале реализации проекта".

 5. Приказ № 177 от 18.11.2021 г. "Об организации наставничества".